Число просмотров - 38,353

ПОЕЗДКА В СТРАНУ МОЛОЧНЫХ РЕК И КИСЕЛЬНЫХ БЕРЕГОВ

10/13/2013 / Деловой Бийск, Публикации в СМИ, фоторепортаж

Туда, куда отправляются в поисках Шамбалы, смысла жизни, в поисках себя и своего предназначения. Хотите верьте, хотите нет. А лучше поехали с нами. Там разберетесь. 

Журналист «Делового Бийска» узнал секреты староверов, побывал в музее Рериха и загорелся желанием идти на Белуху.

 

Горный Алтай – изъезженный, изученный, записанный, запечатленный – это все равно тайна. И познать ее можно лишь отправившись в горы самому. Здесь немало головокружительно живописных мест, а еще – мудрых преданий, сказок и поверий, веками бережно хранившихся в народной памяти.

Никогда не поздно отправится за приключениями, на поиски своей Шамбалы. Так мы и поступили с друзьями. Наш выбор пал на Уймонскую долину. Загрузив в машину продукты, посуду, газовую конфорку и теплые вещи, мы покинули Бийск одним ранним августовским утром.

 

 

Как говорил Остап Бендер: «Киса, поедем с комфортом». Конечно же, наше 10-часовое путешествие было далеко не таким героическим, как у каравана русского философа, художника и путешественника Николая Рериха, который тоже начинал свой путь до Уймонской долины из Бийска. Подробнее о путешествиях семьи Рерихов мы узнали позже, в музее Рериха в Верхнем Уймоне.

А пока мы ехали по серпантинным дорогам, пересекали перевалы, смотрели на облака, которые висели так низко, что их можно было потрогать, и пару раз останавливались на привал: доставали термосы с чаем и кофе, и горячие бутерброды.

Чем дальше – тем меньше людей и больше коров, цариц алтайских дорог. А еще баранов. Кучерявые животные соображают и отходят от пролетающих мимо автомобилей. А вот коровы уверены: машина не трамвай.

Все это: низкие плотные облака, стада животных, равнины и горы, дождь и солнце, ежеминутно меняющаяся погода – создавали неповторимое очарование алтайских гор. А между тем мы все время пытались разглядеть Белуху. Ее белоснежная вершина как будто обещала открыть самую важную тайну.

Мультинские озера и Красная гора – первая ступень откровения

Решили остановиться на одной из многочисленных турбаз в окрестностях Уймонской долины. В деревянном неотапливаемом летнем домике можно разместиться за 250 рублей с человека в сутки. Готовить можно самим. И музеи посещать самостоятельно, без гидов и организованных экскурсий. Исключение – поездки на Мультинские озера и Красную гору, куда нельзя добраться без спецтранспорта. Несколько часов тряски на ЗИЛе, и путешественники попадают в такие заповедные места, где приходят мысли: «Вот ради этого я преодолел столько-то километров».

После экскурсии на Красную гору, где расположились несколько кристально чистых горных озер, группа собралась на обед. За грубо сколоченным деревянным столом у костра сидели люди из разных городов: Бийска, Новосибирска, Москвы, Омска…

– Мы с мужем приезжаем сюда не первый раз, – передавая банку со шпротами, рассказывает гостья из Новосибириска. – Мы вообще много путешествуем.

Глядя на эту пожилую, но красивую пару, начинаешь понимать, как не утратить интерес к жизни даже в почтенном возрасте.

После обеда мы снова сядем в ЗИЛ и вернемся на турбазу. А пока – трещат в костре поленья, ведется неспешный разговор. Кто-то убежал собирать кедровые шишки, а кто-то решил еще немного побродить около нашей стоянки. Всем хочется запомнить это ощущение откровения, которое появляется так редко и только в особенных местах.

Соль земли: в гости – на край мира

Но нет, мои дорогие, не только ради этого можно посетить окрестности Уймонской долины. Некоторые, чтобы постичь ее тайну, переезжают жить в близлежащие села. А чтобы понять, что за сила здесь хранится, давайте побываем в с. Верхний Уймон, у Раисы Павловны Корчугановой, создательницы музея староверов.

Много гостей приветила она. Немало людей зашли к ней в музей с одними думами, а вышли – с совершенно другими. В музей туристы заходят, чтобы посмотреть на старинные вещи, а получают катарсис.

Раиса Корчуганова, заслуженный учитель России, основатель музея истории и культуры Уймонской долины, десятилетиями записывает воспоминания уймонских староверов, сохранивших традиции старорусской духовной культуры. Пишет книги, правда, с оговоркой, что она «только записывает».

Заходим в деревянный дом, вместо обычной деревенской калитки – приставленная доска, по которой надо взобраться. Так строгие староверы «вычисляли» пьяных.

В доме, где всего-то одна горница и кухня с раскрашенной русской печкой, в свое время жила семья из 20 человек. И невесткам, и старикам, и детишкам – всем хватало места. Все знали свое место, свою работу – с раннего утра свекровь раздавала невесткам «спецзадания» – работу на день. И никто не думал ослушаться, старость была в почете.

И вот туристы расселись по лавкам, завертели головами, изучая старообрядческий быт, и приготовились слушать Раису Павловну.

– Хочется, мои хорошие, чтобы и вы полюбили этих людей, – начала она свой рассказ. – Это удивительный народ. Я не устаю удивляться их мудрости. Они бы сказали: странника прими, голодного накорми. Человек тебя не обопьет, не объест, тебе Бог больше даст. Есть нечего – хлеба дай, а хлеба нету, кваса налей, кваса нету – водой да приветь. Хоть какого приветь. Скажи ему ласковое слово, ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает, а вот острое слово сердцу больно, лишнее слово досаду приносит. Лучше ногою запнуться, чем языком. Прибереги язык в беседе, а сердце в гневе. Или скажут: не то мудрено, что переговорено, а то мудрено, что не выговорено.

И вот тут я дико пожалела, что не взяла с собой диктофон. О чем еще поведала хозяйка музея? О любви. О семье. О вере. Об уважении к старшим. «Раньше все вместе жили. А теперь стариков некуда деть – везде мебель стоит», – досадует на современное поколение Раиса Павловна.

Дети считались благословением Божьим. «Вопрос стоял, чем кормить, а все равно и сирот к себе брали. А сейчас что? Не война, не голод, а ведь порой и одного ребенка десятилетиями думают завести. Что с нами стало?», – спрашивает Раиса Павловна.

Она ласково и ненавязчиво призывает помнить о родителях, не брать на себя великий грех забвения, помнить своих предков, составить генеалогическое древо рода, еще призывает «выбирать спутника жизни по сердцу, жить с ним по совести».

Закончилась экскурсия – настало время прощаться.

– А хотите, я вам фотографии по интернету отправлю? – предлагаю Раисе Павловне на крылечке.

– Да у нас тут нет интернета, доча, – улыбается она. – У нас и сотовая связь-то плохая.

А между тем про саму Раису Павловну в рунете много информации: и видео, и статьи, и изданные книги – для интересующихся.

Страна кисельных рек: как пройти?

Староверы живут в этих местах до сих пор. Целыми селами. В селах есть старообрядческие церкви, но не всюду можно попасть любопытным туристам.

А еще славен Верхний Уймон тем, что здесь начинается дорога в таинственное Беловодье, Шамбалу.

«Есть на свете такая диковинная страна, называется она – Беловодье. И в песнях про нее поется, и в сказках сказывается. В Сибири она, за Сибирью ли или еще где-то. Сквозь надо пройти степи, горы, вековечную тайгу, все на восход, к солнцу путь свой править и, если счастье от рождения тебе дадено, увидишь Беловодье самолично. Земли в ней тучные, дожди теплые, солнышко благодатное, пшеница сама собою круглый год растет – ни пахать, ни сеять, – яблоки, арбузы, виноград, а в цветистом большетравье без конца, без счету стада пасутся – бери, владей. И эта страна никому не принадлежит, в ней вся воля, вся правда искони живет, эта страна диковинная», – записал легенду писатель Вячеслав Шишков.

В этой стране реки молочные, берега кисельные. «На Беловодье надобно ехать до города Бийска… до деревни Устюбы. Потом путь пройдет через горы каменные, снеговые. И тут есть деревня Уймон, есть и люди тут, которые поведут дальше…», – рассказала нам Раиса Павловна.

Каждый ищет Беловодье. Но не все находят. А кто находит – не возвращается, не рассказывает, не хвастается. Может, потому что «не то мудрено, что переговорено»? А возможно, у каждого – свое Беловодье, и путь туда – другому не ведан.

Мы же вернулись из Уймонской долины домой, в Бийск, поздно ночью через четыре дня. А как будто – спустя месяц. Думаю, этой ночью все завалились спать, не распаковывая рюкзаки.

 

Справка 

Среди поселений особое место занимает Верхний Уймон — первое русское село в Уймонской долине. Это одно из древнейших русских поселений, в котором начиная с ХVIII века сформировалась общность уймонских староверов со своеобразной культурой и традициями.

В 1926 году здесь проходил маршрут Трансгималайской экспедиции под руководством академика Н.К. Рериха. Участники экспедиции остановились в доме Вахромея  Атаманова. Этот дом, неоднократно перестраиваемый, сохранился до 90-х годов XX века, когда восстанавливалась усадьба в первоначальном виде, бревна старого дома были  использованы при постройке нового. Теперь здесь Музей-усадьба Н.К. Рериха.

Великий художник и философ придавал Алтаю и Сибири в целом особое значение и считал, что гора Белуха, которая является географическим центром Евразии, является еще и особым энергетическим центром, местом, где встречаются три великие религии – православие, буддизм и ислам.  Уймонская  долина, по мысли Н.К. Рериха, должна была стать местом, где будет построен город будущего, с которого начнется новая эра цивилизации.


Комментарии:

Оставить комментарий


8 − один =